Рынок вина растет из года в год примерно на 2%. Быстрее всего растет доля вин Нового Света. Страны этого региона производят более 48 процентов всего вина в мире. В потреблении вина лидируют США, за ними идут Франция и Германия. Наиболее активно растет спрос на вино в США, Британии и Китае.
Продажи вина на российском рынке возглавляют французские вина. На втором месте – отечественные вина. Их доля растет и за счет того, что в 2015-м и 2016-м годах импортных вин ввезли гораздо меньше, чем в 2014-м. Второй причиной роста популярности российских вин является падение покупательской способности населения.
Подробнее о российском алкогольном рынке вы можете прочесть в нашем исследовании.
Особенности винного рынка и их влияние на винный маркетинг
На таком высоконкурентном рынке как алкогольный, важно выделяться. В винном сегменте все еще сложнее. В отличие от крепких алкогольных напитков только 17 процентов рынка контролирует один бренд. Остальные 73 процента поделены между сотнями игроков со всего мира. Это происходит из-за огромного количества наименований и видов продукции. Кроме того, каждый регион производства вина – неповторимый. Например, вина Амароне делла Вальполичелла делают только в одной точке мира – винодельческой провинции Венето, Италия. Шампанское (игристое вино) – традиционный продукт провинции Шампань, и производят его только там. Проссеко – итальянский сорт игристого вина, который нельзя вырастить нигде кроме этой страны. Соответственно нужно рекламировать и продавать себя в 2-ух аспектах:
- как страну происхождения;
- как сорт.
Чтобы подчеркнуть особенность вашего бренда, обратитесь в KOLORO. Наши дизайнеры и маркетологи с удовольствием помогут вам разработать этикетку для вина.
Влияние особенностей рынка на дизайн этикетки вина
На винном рынке существует 2 вида конкуренции: прямые конкуренты или компании, которые производят такой же сорт. Например, для Просекко это 2 области на севере Италии (Фриули-Венеция-Джулия и Венеция), в которых существует около 30-ти весомых брендов-производителей. Кроме того существуют и более мелкие предприятия, небольшие винодельни которые делают ставку на крафтовость производства. Соответственно все производители Проссеко одновременно конкурируют между собой и с другими производителями игристых вин (Шампанским, Асти, Кава и другими). Это значит, что у потребителей есть огромный выбор, который позволяет пробовать новое и часто менять предпочтения.
При условии, что большинство потребителей не являются гурманами и знатоками вин, они часто находятся в растерянности при выборе вина. Приходя в супермаркет за вином, потребитель отчетливо уверен лишь в сумме, которую он готов заплатить. Некоторые потребители идут чуть дальше и могут сузить выбор до одной страны-производителя. Однако даже если остановиться на среднеценовом сегменте итальянских, французских, испанских или чилийских вин это сократит выбор до как минимум до 30-40 вариантов. А если это большой супермаркет, то и до 100 позиций.
Ситуация с человеком, который на 20 минут завис перед стеллажами в супермаркете в попытке решить с алкоголем на вечер – типичная история. Технологии позволяют удешевлять и стандартизировать производство, поэтому вина из массмаркета с разных регионов находятся примерно на одном уровне качества, что вдвойне усложняет выбор. В такой момент внешний вид бутылки – решающий фактор выбора. Здесь в игру вступает дизайн этикетки.
Существуют определенные национальные традиции оформления этикеток. Вина Старого света выглядят довольно строго. Этикетки можно назвать лаконичными, однако они демонстрируют существование древней культуры виноделия. Часто в их оформлении используют тусклые цвета, иллюстрации под гравюры, карандашные иллюстрации, отсылки к древним корням винодельни и т.д.
Этикетки французских вин – классический дизайн
Вина Нового света выглядят более броско. Их этикетки могут быть необычными, в последнее время на них часто можно встретить что-то, что не относится к вину (силуэты животных, полноценные истории в упаковке, архитектурные сооружения и т.д.). Также сделать этикетку на вино необычной может причудливый паттерн или комикс-арт.
Американское вино Upper Eden – этикетка
Этикетка на бутылку вина – комикс-дизайн
Еще один подход – модерный или инновационный. Это могут быть абстрактные иллюстрации, с изображениями, которые цепляют взгляд и заставляют рассматривать себя. В таком дизайне каждый потребитель находит что-то свое.
Абстрактная этикетка на вине Llanos Negros
Дизайн бутылки вина редко подлежит экспериментам, так как вино – классический продукт. У потребителей он ассоциируется с шиком, статусностью, изысканностью, лоском. Все это означает, что классическая форма и цветовая палитра стекла всегда будет на вершине популярности.
Однако некоторые производители пытаются экспериментировать. Новые бренды одним из способов отличиться считают необычную форму. В 2016 вышло 2 примечательных продукта – вино в бутылке, которая формой напоминает колонны древнеримских зданий, и вино, которое закрыто пивной пробкой и позиционируется как элитная замена сидру. Оба варианта выглядят довольно неплохо. Идея с колонной хорошо подходит для итальянского вина, а темное стекло позволило подчеркнуть высокий статус продукции. Американское фруктовое вино выглядит очень свежо, приятные цвета содержимого и простая этикетка удачно дополняют друг друга. С маркетинговой точки зрения продукт должен стать успешным.
Дизайн винной этикетки: подборка новинок
Ниже собраны несколько примеров дизайна этикетки вина, которые привлекли внимание маркетологов и дизайнеров KOLORO. Также вы можете прочесть о тенденциях в дизайне упаковки чая, шоколада и правилах создания работающей водочной этикетки.
1. Акварельные разводы – популярный тренд последних лет. Винный бренд Durant & Booth посмотрел на него с новой стороны. Они соединили разводы с книжными обложками, придумав для каждого сорта вина свой уникальный паттерн с оригинальной цветовой гаммой.
Разработать дизайн этикетки – пример Durant & Booth
2. Тематическое вино – узкая ниша, она часто пугает производителей. Они боятся, что ставка на небольшой сегмент аудитории не окупит себя. Однако на самом деле это не так. Гуру маркетинга сходятся во мнении, что чем точнее продукт ориентирован на человека, тем лучше он продается. Пример такого точно ориентированного товара – вино Wildest Dream. Оно точно ориентированно на ЦА, и позиционируется как вино для девичников, и вечеринок for girls only.
Хотите найти свободную нишу на алкогольном рынке? Обратитесь в KOLORO, мы проведем исследование и предоставим вам варианты. После этого вы сможете заказать тематические этикетки для вина.
Этикетка вина Wildest Dream
3. Дизайн этикетки вина Vina Perdis – идеальный пример сочетания нестандартного подхода и лаконичности. С одной стороны, птица не имеет отношения к вину. С другой, техника нанесения узора, использование золота и выбранная цветовая палитра создают уникальный образ, который ассоциируется с традициями и душевностью.
Дизайн винной этикетки Vina Perdis
4. Игристые вина ассоциируются с праздником, атмосферой волнения, яркими событиями, и активным времяпрепровождением. Дизайн этикетки испанского игристого вина Neleman удачно передает все вышеперечисленные эмоции и чувства. Динамичный паттерн из разноцветных зигзагов настраивает на позитивный праздничный лад, а темное стекло бутылки хорошо оттеняет яркую цветовую гамму. Центральная часть этикетки с логотипом уверенно бросается в глаза и центрирует внимание потребителя на названии бренда.
Дизайн винной этикетки Neleman
5. Соединение белого и золотого в упаковке – тренд последних лет. Но для вина он всегда был актуальным. Золото чаще применяют для белых вин, однако этот цвет актуален и для этикеток красного вина. Популярность золота объясняется символизмом этого цвета. Его характерные ассоциации – богатство, дороговизна, премиальность, изысканность, царственность великолепие и т.д. Главное правило – соблюдать баланс и не переусердствовать с использованием золота. Иначе бутылка может выглядеть безвкусно. Ниже мы подобрали 4 примера уместного использования комбинации золотого и белого.
6. Вычурная типографика – еще один прием, который часто используют винные бренды. Пример слева демонстрирует неординарность бренда, а вариант справа символизирует твердость и упор на традиции. Шрифт – универсальный инструмент, который может передать любое настроение. Главное подобрать тот, который подойдет вашему бренду.
7. Дизайн повседневного вина может далеко отходить от классических этикеток. Пример –французский бренд Le Voyageur. Название бренда раскрыто в истории на иллюстрации. Она о наслаждении путешествием и о том, что нужно искать красоту в повседневности. В линейке 4 сорта вина, каждая этикетка разделена на 2 половины. На одной изображен город, а на второй – пригород. Le Voyageur – история о путешествиях, которые можно найти, не уезжая далеко, а еще простых удовольствиях жизни. При этом само вино, как напиток, является одним из простых удовольствий. Поэтому подобный нейминг и дизайн несут в себе двойной смысл.
Дизайн этикетки одного из сортов вина Le Voyageur
8. Нестандартный подход. Среди новинок, которые вышли на рынок во второй половине 2016-го года были и совсем неординарные примеры. Среди них Grenache с мистическими этикетками (слева), и La Marimorena (справа), с этикеткой, дизайн которой был вдохновлен искусством тату. Оба бренда ориентированы на молодежную аудиторию и не похожи ни на что другое. От этикеток невозможно оторвать взгляд.
Маркетологи мегапопулярного сериала «Игра престолов» в конце 2016-го года объявили о выпуске лимитированной серии продукции – вина Игры Престолов. В нашей подборке мы не могли обойти стороной внешний вид этой серии. Бутылка выполнена из темного стекла, а в оформлении использованы золотое тиснение с иллюстрациями животных, которые играют в шоу важную роль. У дизайнеров получилось передать атмосферу сериала и, при этом, не опуститься до слепого наследования стилистики шоу.
Дизайн вина: итоги
- В России растет спрос на вино от местных производителей.
- Чтобы стать фаворитом потребителей нужно тщательно продумывать дизайн этикеток вина, так как среднестатистический потребитель ориентируется на цену и внешний вид бутылки.
- Нишевый дизайн позволяет выделиться и стать фаворитом. В отличие от мирового рынка в России нет доминантного представителя в категории вина для молодой ЦА. Это свободная ниша.
- Лаконичность и использование золота – всегда является выигрышным вариантом для винного бренда премиум-сегмента.
Чтобы создать этикетку для вина, обратитесь в брендинговое агентство KOLORO. Вместе мы найдем решение для вашего бренда!